Набережная Самары, 14 фото

Самарская набережная, Самара, фото Н. Фиников (2) Набережная Самары, фото Н. Фиников

Самарская набережная, спускающаяся террасами к Волге, имеет протяжённость более пяти километров и разделена на четыре участка, по числу очередей застройки. Старая набережная Самары (на фото) — историческая часть города, расположенная вдоль Волги от Вилоновского до Некрасовского спуска и до Речного вокзала. Она является одной из самых популярных и посещаемых зон отдыха в городе.

Достопримечательности

Старая набережная украшена множеством достопримечательностей:

  • Фонтан «Парус» — 16-метровый архитектурный памятник с 620 струями, символизирующими 620 погибших матросов в Великой Отечественной войне.
  • Памятник и часовня святителю Алексию — посвящены святому Алексию, митрополиту Московскому.
  • Памятник Сергию Радонежскому — изображает святого в стоячем положении с свитком в одной руке и другой рукой на груди.
  • Памятный знак в честь погибших моряков — якорь на постаменте из камней.
  • Стела «Ладья» — символ города, выполнена в виде русской ладьи с парусом, установлена в 1986 году к 400-летию города.

История и архитектура

Строительство набережной началось в 1935 году под руководством архитектора М.А. Труфанова. В 1939 году был очищен участок между Некрасовским и Вилоновским спусками, и в 1940 году началось строительство первой очереди набережной. Однако работы были приостановлены из-за Великой Отечественной войны и возобновлены в 1954 году.

В 1950-х годах была возведена железобетонная подпорная стена, облицованная серым уральским гранитом, расширена набережная, высажены сотни деревьев и установлены бетонные скульптуры. В 1969 году началось строительство нового железобетонного комплекса Речного вокзала, который был открыт в 1971 году.

Исторические вехи Старой набережной Самары

1852 год — Начало планирования

24 июня 1852 года Самарская губернская строительная и дорожная комиссия поручила архитекторскому помощнику Фирсову провести работы по обустройству спуска к реке Волге, подготовить смету и рисунки спусков.

1853 год — Новый план застройки

По новому плану застройки города Самары (1853) набережные рек Волги и Самары отводились только под пристани, хлебные амбары, рынок, материальные склады, биржи строевого леса и дров.

1886 год — Перерасход средств

По состоянию на 2 декабря 1886 года сумма, ассигнованная на устройство Набережной реки Волги, была перерасходована на 427 рублей 57 копеек, и Городская Управа попросила дополнительный кредит на продолжение работ.

1935 год — Начало проектирования

Проектные работы по благоустройству набережной начались в 1935 году, когда было решено снести существующие постройки, такие как склады, деревянные дома и конюшни, и начать создание пешеходной зоны вдоль Волги.

1939 год — Очищение берега

В 1939 году на участке между Некрасовским и Вилоновским спусками берег был очищен, и здесь появился временный пляж.

1940 год — Строительство первой очереди

В 1940 году началось строительство первой очереди набережной. Однако работы были приостановлены из-за Великой Отечественной войны и возобновлены в 1954 году.

1954–1956 годы — Строительство первой очереди

С 1954 по 1956 год на участке между Некрасовским и Вилоновским спусками была возведена подпорная железобетонная стена, облицованная серым уральским гранитом. Также были высажены сотни многолетних деревьев.

1958–1961 годы — Строительство второй очереди

В 1958–1961 годах была сооружена вторая очередь набережной на участке между Студенческим переулком и заводом «Кинап», протяжённостью 1400 метров.

1969 год — Строительство Речного вокзала

В 1969 году началось строительство нового железобетонного комплекса Речного вокзала, который был открыт в 1971 году.

1971 год — Открытие Речного вокзала

23 июля 1971 года состоялось торжественное открытие нового Речного вокзала.

1986 год — Строительство четвёртой очереди

Четвёртая очередь набережной (Октябрьская набережная) была открыта в 1986 году. Она отличается от предыдущих набережных, не имеющих больших уклонов, и построена путём создания террас.

2011 год — Реконструкция второй очереди

В 2011 году была проведена реконструкция второй очереди набережной: убраны нестационарные кафе и киоски, заменены фонари уличного освещения, пешеходная часть выложена плиткой, реконструирован фонтан около бассейна, появилась велодорожка.

2012 год — Реконструкция третьей очереди

В 2012 году была реконструирована третья очередь набережной: полностью заменён фонтан «Парус», реконструированы Аллея соловецких юнг и малая архитектурная форма «Якорь».

2014 год — Установка скульптуры «Бурлаки на Волге»

11 сентября 2014 года около фонтана «Парус» была установлена скульптурная композиция в виде бронзового мольберта «Бурлаки на Волге» по мотивам известной репинской картины.

2016–2018 годы — Реконструкция четвёртой очереди

В 2016 году было принято решение о реконструкции Октябрьской набережной и стелы «Ладья». Работы завершились в 2018 году: построен фонтан, заменено покрытие нескольких аллей.

Прогулки и отдых на набережной

Старая набережная — это не только историческое место, но и отличное место для прогулок и отдыха. Здесь вы найдете:

  • Прогулочные аллеи, вымощенные гранитом.
  • Широкий песчаный пляж.
  • Кафе и рестораны.
  • Смотровые площадки с видами на Волгу и город.

Старая набережная Самары — это место, где история встречается с современностью, и каждый уголок хранит память о прошлом.

Leave a Comment